Материал из Википедии — свободной энциклопедии (оригинал читать тут)
Агу́лы (самоназвание: агул. Агъулар — мн. число, Агъул, Агъул-шуй — ед. число) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский, Табасаранский и Дербентский районы). Верующие агулы — мусульмане-сунниты (шафиитский мазхаб).
Агулы, как и другие народности лезгинской группы как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения – Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «леков», «албанцев». В этническом отношении близки к лезгинам.
Язык
Кавказская Албания в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии»Сэмюэля Батлера, XIX век
Несмотря на малочисленность носителей языка, он делится на несколько наречий, что связано как с географической изоляцией отдельных групп аулов, так и с традициями этдогамии.
В конце XIX века агульский язык изучал Р. Эркерт (публикация 1895 года — на немецком языке), в начале XX века — А. Дирр (публикация 1907 года на русском языке). Оба они в Агуле не были. Эркерт пользовался материалами, собранными другими, а Дирр опрашивал двух информаторов (находясь вТемир-Хан-Шура). Оба они делили агульский язык на два диалекта: собственно-агульский и кошанский.
В 1933—1934 годах агульский язык в составе Дагестанской лингвистической экспедиции АН СССР изучал на месте в Агуле Р. Шаумян. Он обследовал аулы и выяснил, что агульский язык имеет четыре диалекта:
- собственно агульский
- керенский
- кошанский
- гекхунский (буркиханский)
Причем Шаумян обратил внимание, что деление агулов по ущельям не во всём совпадает с их племенным (языковым) делением. Он приводит такой состав указанных диалектов по говорам:
- собственно агульский диалект обнимает говоры следующих аулов:Тпиг, Цирхе, Миси, Хутхул, Гоа,Дуруштул, Яркуг, Кураг, Дулдуг;
- керенский диалект:Рича, Бедюк, Курдал, Усуг, Хвередж, Укуз и отчасти Хпюк;
- кошанский диалект:Буршаг, Арсуг, Худиг, сюда же примыкает говор аула Фите;
- гекхунский диалект стоит особняком, его особенности ограничиваются говором одного аулаГекхун.
Говоры аулов Хпюк и Фите являются промежуточными приближаются к тому или другому диалекту. Приблизительно такого же типа и говор аула Цирхе, который по своей лексике очень близок к кошанскому диалекту, но по основным морфологическим признакам он все же входит в состав собственно-агульского диалекта"[12]
Как видно, географическая группировка аулов, политические границы (включение ряда аулов в соседние феодальные владения), экономические и культурные контакты с соседними народами не везде и не во всем совпадают, образуя сложный конгломерат различий, предпочтений и совпадений. И все же в целом, несмотря на различные центробежные тенденции, центростремительные силы в масштабах агульского этнического массива, как и у других народов южного Дагестана, явно преобладают и на протяжении уже нескольких сотен лет сохраняются и развиваются уникальные феномены — в виде культур малочисленных народов.
С 1930 по 1955 год обучение в агульских школах велось на лезгинском языке, поэтому в настоящее время большинство представителей старшего поколения владеют им. Агулы Курахского района исторически являющиеся соседями лезгин знали лезгинский язык. Жители аулов Буршаг, Худиг и Арсуг исторически владели табасаранским, в ауле Цирхе — даргинским, а агулы-буркиханцы — лакским языком.[источник не указан 351 день]
В 1990 году была создана агульская письменность,[13] и с 1992 года родной язык изучается в школе. На русском и агульском языках выходит районная газета «Вести Агула».
Расселение
Агульский флаг
По переписи населения 2010 года в России проживало 34,2 тыс. агулов, из них в Дагестане — 28,1 тыс. (в том числе более 10 тыс. — в Агульском районе), в Ставропольском крае — 1,7 тысяч. Живут в центральной части юго-восточного Дагестана в труднодоступных ущельях Агульского и Курахскогорайонов, а также в городах.
Переселенцы 1960-х годов проживают в прибрежном Дербентском районе и селении ДружбаКаякентского района.
Кроме того, в Табасаранском районе агулы живут в селении Гелинбатан (Ново-Фите). Среди агулов — 67 % сельских жителей: 21 исторический аул расположен в верхнем течении рек Чирахчай, Курах. Агулы-горожане живут в посёлках Шамхал (гор. округ Махачкала), Тюбе (Кумторкалинский район), в городахМахачкала, Дербент и Дагестанские Огни.
Агульские села
Административный центр Агульского района, село Тпиг
Село Рича, Агульский район
Села находящиеся в Агульском Курахском и Табасаранском районе
- Арсугъ —Арсуг
- Бядухъ —Бедюк
- Буршагь —Буршаг
- Гехъуьн —Буркихан
- Гъоа —Гоа
- Гъудгъул —Хутхул
- Дулдугъ —Дулдуг
- Дуруштул —Дуруштул
- Курдал —Квардал
- Курягъ —Кураг
- Мисси —Миси
- Типагъ —Тпиг
- Усугъ —Усуг
- Укуд(Уккудиъ, Ккудиъ) —Укуз
- ФутI —Фите
- Хоредж —Хвередж
- Худягъ —Худиг
- Хупукъ —Хпюк
- ЦIирхе —Цирхе
- ЧIаъ —Рича
- ЯругI —Яркуг
- ЦIае-ФутI —Ново-Фите
Традиционная одежда
Мужская одежда
Агульский мужской костюм
ЧIачIах бармак
Бухар бармак
Мужская одежда агулов однотипна с одеждой других народов Дагестана. Нательная одежда состояла из рубахи «бергьам» и штанов «шалвар». С начала XX века и до 50-х годов у агулов широкое распространение получают брюки галифе. Широкую популярность их можно объяснить тем, что по внешнему виду они несколько напоминали традиционные штаны, их удобно было заправлять в вязаную обувь и сапоги. Верхней одеждой агулов были бешмет — «валжагъ» и черкеска — «чохай». Валжагъ был как повседневной, так и нарядной традиционной одеждой мужчин, надеваемой поверх нательной одежды — рубахи и штанов. Он шился из темной ткани: чёрного, темно-синего, темно-зеленого и других цветов. Агульский валжагъ представлял из себя распашную, слегка приталенную одежду длиною до колен или несколько выше. Валжагъ шился обязательно на подкладке из простой ткани темных тонов. Зимний валжагъ, а также предназначенные для людей преклонного возраста, подбивались тонким слоем ваты или шерсти и простегивались широкими продольными стежками. Повседневную одежду шили в каждой семье женщины, их учили этому с малолетства. Атрибуты же нарядной одежды, как мужской, так и женской, шили специальные портные. Черкеску, а также валжагъ носили с кожаными поясами «чил» с серебряным набором. Теплой верхней одеждой были нагольные меховые шубы «кул». Различались «кул» и «хIякул», первая — с обычными рукавами, вторая — с ложными. Как и у всех народов горного Дагестана, непременной принадлежностью верхней одежды агулов была бурка «лит», привозная или местной выделки. Бурки лучшего качества приобретались у андийцев. Их носили обычно всадники. Традиционной обувью агулов были поршни из сыромятной кожи — «шумар» и «шаламар». Традиционным головным убором агулов была папаха — «бармак». Она была двух видов: «чIачIах бармак» и «бухар бармак». Папаха была неотъемлемой принадлежностью и символом достоинства мужчины. Без папахи мужчина в обществе не появлялся. В случае необходимости на ней давали клятву. Прическа агулов отличалась незамысловатостью: мужчины всех возрастов брили голову наголо.
Женская одежда
Агульский женский костюм
Традиционную нательную одежду агулок, как и других дагестанок, составляли рубаха «бергьам» и штаны — «шалвар». Бергьам шилась большей частью из хлопчатобумажной ткани темных цветов: синего, чёрного, зелёного. У молодых женщин и девушек она бывала и белого цвета. Рубаха имела туникообразный покрой. Верхней одеждой агулки, носимой поверх платья-рубахи, был бешмет «валжагъ». Валжагъ был обязательной принадлежностью как выходного так и повседневного женского костюма. Для повседневного валжагъа использовались простые ткани ярких расцветок, чаще красного цвета, для девушек и молодых женщин, и темных тонов для пожилых женщин. Нарядный валжагъ шили из дорогих тканей: шелка, парчи, бархата. Нарядный валжагъ застегивался в талии на мелкие серебряные крючки «чабрасар». Рукав был вшивным, с небольшой сборкой на плече. От плеч до локтя он шился узким, ниже локтя в форме колокольчика, или делался разрезным и откидным. В этом случае рукав по разрезу и по нижнему край обшивался монетами. Из-под разрезных рукавов нарядной бешмета виднелись прямые, длинные, широкие рукава рубахи, которая для этого случая шилась из тонкого шелка. Хотя валжагъ и являлся составной частью национального костюма агулки, он не всегда входил в её гардероб. Поэтому некоторые агулки, не имевшие валжагъа, поверх платья-рубахи носили рукава «ххили хъанар», имитировавшие валжагъ. Они были длиной до кисти руки, узкими по всей своей длине и заканчивались у запястья углом. Концы их украшались кусочками дорогих разноцветных тканей. У плеч такие рукава прикреплялись к ремешку, который огибал шею сзади. Рукава эти носили обычно в холодное время года, считалось, что они греют. Теплой плечевой одеждой агулки была овчинная нагольная шуба «кул». Она имеет форму трапеции с широким основанием внизу. В холодное время года шубу носили женщины всех возрастов, начиная с младенческого. Для невесты кул шили из нежных шкурок молодых барашков. Традиционной обувью агулки была вязаная, с отогнутым назад носком — «гивянар». Помимо вязаной, женщины носили кожаную обувь — «тапри». Эту обувь из одного куска кожи, в которой подъем образовывался плетением кожаных ремешков. Во время сельскохозяйственных работ женщины носили местного изготовления обувь из сыромятной кожи типа чарыков — «чурукъяр». Традиционным головным убором агулки, надеваемым непосредственно на волосы, был «къуч». Состоял из двух частей: наголовной, а также наспинной в форме полукруга, который своим диаметром пришивался к налобной полосе, а полукруглой частью — к полому наспинному мешочку. Последний изготавливается следующим образом: кусок ткани соответствующего размера складывается вдвое и прошивается с одной стороны. Этот единственный шов на мешочке къуч приходится на середину наспинной части. Такой покрой способствует тому, что къуч плотно облегает голову, не оттопыриваясь нигде под платком. Все составные части этого головного убора шьются из тканей разных цветов: налобная лента всегда чёрного цвета, независимо от того, нарядный къуч или повседневный, отличаясь только качеством ткани; наголовная и наспинная части могли быть сшиты из одной ткани или из разных, по усмотрению хозяйки. К налобной части у висков наглухо пришивалась подбородочная лента чёрного цвета. Несколько ниже к налобной ленте с двух сторон пришивали две завязки в виде лент бордового, коричневого или чёрного цвета для женщин пожилого возраста, у молодых женщин и девушек — белого цвета, а у девочек ярко-красного. Таким образом, цвет лент-завязок служил в некоторой степени показателем возраста женщины. Из двух лент-завязок одна была короткая, другая длинная. Последняя совершала полный оборот вокруг головы, обогнув вначале затылок, затем лоб поверх чёрной налобной части, и завязывалась вместе с другой лентой на затылке. Налобная чёрная часть, как правило, украшалась несколькими рядами серебряных украшений, или же наружный край её украшался тонкой серебряной цепочкой. Поверх къуч агулки надевали покрывало — «кIев», «ашмагъ» «майзар», молодые — белого цвета, пожилые — чёрного. На кIев шло обычно 3,5 м однотонной хлопчатобумажной ткани, в бедных семьях могли обойтись и 2,5 м. Однако в с. Рича под покрывалом майзар женщины на къуч надевали платок «ягълукъ», сложив его вдвое прямоугольником, как майзар. Концы майзара, спускавшиеся до земли, подбирались и заправлялись сзади под пояс кемер или атIул. Ричинки носили на голове обязательно все три головных убора, у старых женщин они бывали все или коричневого или чёрного цветов, у молодых — светлые, а покрывало обязательно белое. Головные уборы носились женщинами с малых лет, а тот из них, который надевался непосредственно на волосы, никогда не снимался, так как согласно исламским законам женщина не имела права никому показываться с непокрытой головой. В къуч она могла выполнять дома разные работы по хозяйству, но при выходе на улицу обязательно покрывала голову платком.
Женские украшения
Агулки очень любили всевозможные серебряные украшения. В качестве украшений ими использовались также разнообразные бусы и раковины каури. В зависимости от назначения все украшения агулки можно разделить условно на головные, шейные, нагрудные, поясные, наручные. Помимо этого женская одежда обильно украшалась серебряными монетами разного достоинства, пришитыми по разрезу ворота, рукавов, вдоль подола, а также галуном — «бавта», которым обшивались полы бешмета, подол и рукава. Особенное внимание уделялось украшению головы. Головные украшения носились поверх къуч, и помимо отдельных деталей их, из-под покрывала видны они не были. Многие из них пришивались непосредственно к къуч и были фактически её составной частью. Украшалась, как правило, налобная часть, отделанная чёрной тканью. Серебро на этом чёрном фоне выглядело эффектно. На этой части, начиная с края, последовательно помещали украшения — «сурмавур», «къашкъавур», «гудтудаяр». Сурмавур — это тонкая чёрная тесьма, на которую на небольшом расстоянии друг от друга были нанизаны мелкие серебряные бусины в форме коротких трубочек. Къашкъавур представлял собой резиновую ленту чёрного цвета, с надетыми на неё серебряными бляшками с выпуклым рисунком в форме прямоугольника, одна из длинных сторон которого образует в центре угол. Пластинки надевались на резиновую ленту таким образом, что центральный угол одной попадал в углубление другой пластинки. Гудгудаяр— третий ряд украшений в налобной части къуч. Оно представляло собою цепочку, на которую равномерно, на определенном расстоянии друг от друга надеты полые миндалевидные бубенчики. Так же с къуч носились обязательно «гухIар». ГухIар бывали разнообразные, но назначение у всех было одно — они огибали подбородок и темя я закреплялись на къуч крючками. Къуч девочек украшали тоненькой цепочкой, пришитой к налобной части. На височной части она образовывала с обеих сторон петли и, продолжаясь далее, огибала подбородок. На шее агулки носили ожерелье из серебряных бус «кюлегъар», в ушах серьги «гIурарикъаиар», запястья украшали браслетами «куниш», а пальцы рук кольцами «тубалар». Обязательной принадлежностью нарядной одежды были нагрудные украшения «цам» и «яха». «Цам» было как бы сочетанием шейного украшения с нагрудным. Один из видов цам, представлял собою три серебряных пластины, эластично скрепленных между собой, из которых крайние застегивались между собой на шее сзади, а передняя огибала шею спереди. Пластины украшались черновым орнаментом. К этим трем пластинам равномерно, на одинаковом расстоянии друг от друга, крепилось 10—12 рядов цепочки. К каждой цепочке вертикально одну за другой подвешивали по 4 монеты. Два верхних и два нижних ряда монет скреплялись рядом полудрагоценных камней. Цамом называли также менее сложные украшения, закреплявшиеся также у шеи, но представляршие собою два вертикальных ряда монет, соединенных между собои наверху одной более крупной монетой. «Иха» в отличие от цам представляло собою систему монет, скрепленных между собой не только в вертикальном направлении, но и в горизонтальном. Оно, как правило, закрывало всю грудь в ширину и длиной доходило до пояса и даже спускалось ниже его. Было ещё одно украшение — «гюль», которое употреблялось то в качестве поясного, то в качестве нагрудного; пришивалось или в поясной части, тогда оно выполняло роль застежки, или пришивалось где-нибудь в нагрудной части одежды.