Агулы считаются одним наиболее интернациональных народов Дагестана. Это отражается в их языке, культуре, обычаях, одежде, жилищах. Почти все они, знают несколько языков. А на своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские, табасаранские песни и мелодии. Толерантность агулов предопределена даже географически – они живут в самом сердце Дагестана. На севере они граничат с даргинцами и лакцами. На юге их соседи – лезгины, на западе – рутулы, на востоке – табасараны, на северо-востоке – кайтагцы. Табасараны до сих пор помнят праздничные шествия «в горы к агулам» к Лисьей горе, когда начинался сбор черешни.

В исторических источниках об агулах впервые упоминается в VII в, где среди народов, обращенных в ислам, называют агулов-кушанцев. В этническом отношении агулы близки к лезгинам. Всего агулов около 30 тысяч человек, в Дагестане проживает чуть более половины.

Суровость природы, острая нехватка земли обусловили и занятия агулов. Как и в других районах Дагестана, занятия агулов строго делились на мужские и женские. Из-за нехватки плодородной земли, основным занятием жителей было скотоводство. И здесь тоже существовало разделение: уход за овцами был чисто мужским занятием, а за крупным рогатым скотом – женским. Агульские женщины занимались также ковроткачеством.

Занятия мужчин были разнообразными: они изготавливали косы, серпы, топоры, мотыги, ножи; выделывали овчину и обрабатывали кожу, изготавливая обувь, ремни, пояса и т.п. Высокого мастерства достигли агулы в строительстве жилищ, мостов, мечетей. Резьбой по дереву они украшали столбы, деревянные конструкции фасадов, двери и окна, колонны балконов. Были искусны в художественной обработке камня. До сих пор в каждом населенном пункте агулов, затейливыми надписями и изображениями испещрены стены домов, мостов, мечетей...

На территории Агульского района, находятся остатки разновременных археологических памятников. Например, близ с. Буркихан, сохранились развалины, называемые жителями «Алпан». Алпаном называли главное божество лезгин – бога Солнца, а затем лезгины так стали называть свою страну – Кавказскую Албанию, существующую в IV в. до н.э.
В раннем средневековье агулы входили в состав политического объединения «Лакз» (Страна лезгин).

В высокогорном агульском селении, Буршаг, были обнаружены домусульманские захоронения с богатым погребальным инвентарём (VIII – X в.в), эпиграфические записи (XI – XII в.в) и большое количество строительных надписей (XIII – XV в.в). Селение расположено у подножья вершины       Джуфа-дага (3015 м) и построено, в форме крепости с квадратными оборонительными башнями. Здесь говорят на своеобразном кушанском диалекте агульского языка. Жители окрестных сёл часто совершали паломничество в Буршаг как в село, где ещё в старину семь человек побывали в Мекке. Буршаг       также славится своими долгожителями.

Арсуг, Худиг, Кушан и Буршаг, своего рода интернациональный анклав, здесь много межнациональных семей. В с. Фита также есть могильник с домусульманским захоронением Хв, а жители разговаривают на своем особом фитинском диалекте.

Среди народов, которых арабский военачальник Маслама обратил в ислам, упоминаются и рукушани, как иногда и сейчас называют агулов. Арабы застали, сохранившуюся здесь систему защиты, существовавшую еще при сасанидах. С VIII в. начинаются систематические походы арабов в Дагестан,       которые привели к покорению его. Арабские завоевания принесли новую религию – ислам. Список истории Абу Муслима, обнаруженный в с. Рича, отражает начальный этап проникновения ислама в Южный Дагестан.

В начале 20-х годов XIII в. в Дагестане появляются монголы. Осадив Дербент, но не имея сил взять его, монголы захватили заложников и предъявили им ультиматум: или они указывают дорогу вглубь страны, или их ждет смерть. Проводники согласились указать путь через ущелье, минуя Дербентские ворота, и монголы оказались в центральных районах Дагестана.

Вторично монголы появились в Агуле в конце 30-х годов XIII в. Единственный памятник, свидетельствующий о продвижении монголов через территорию горного Дагестана – надпись, вмонтированная в стену соборной мечети с. Рича, рассказывает, как агулы вместе с другими народами Дагестана 25 дней оказывали упорное сопротивление монголам. В этом агульцам помогала развитая система оборонительных сооружений. Предания гласят, что ко времени прихода монголов Рича был крупным населенным пунктом и имелась мощная крепость, расположенная на высокой горе. Недалеко от этой крепости существовали «ворота» Рича. Здесь по обеим сторонам реки Чирах-чай располагались две мощные сторожевые башни, связанные между собой цепями. Без разрешения владетеля Рича ни один человек не мог ни войти, ни выйти из этих «ворот». Оборонительные башни имели связь с основной крепостью в с. Рича. Правитель Рича Сабадж ибн Сулейман принял ряд мер, рассчитанных на то, чтобы не допустить повторного нападения монгольских войск и летом 1241 г, через полтора года после первого монгольского нашествия построил новую оборонительную крепость. В случае опасности защитники сторожевых башен с помощью звуковой сигнализации объявляли тревогу. Местность, где были расположены башни, настолько узка, что небольшая, хорошо вооруженная группа была способна       отразить натиск солидного отряда войск. Именно это и, сыграло свою роль в долговременной успешной защите с. Рича от нападений монголов. Однако последующее полугодовое пребывание монголов в Агуле привело к массовому истреблению жителей, уничтожению большинства населенных пунктов.

Агулы бережно хранят предания о мужественной борьбе своих предков против монгольского нашествия. В 6 км к северу от современного Чирага, было расположено древнее селение Чираг. Когда пришли монголы, жители укрепились в мечети и оказали мужественное сопротивление. Но превосходящими силами нападавших мечеть была разрушена, как и селение, а жители были вынуждены       переселиться и построить селение на новом месте. Через несколько лет монголы разрушили и это селение. Горстка оставшихся в живых жителей покинули руины родного аула и построили селение на месте современного Чирага. На месте первого селения сохранились могилы, которые местные       жители называют могилами «шахидов».

В конце XIV в. грабительский поход на Дагестан совершил Тамерлан. Объединенные силы лакцев, аварцев и даргинцев тогда потерпели поражение. Многие горские селения, в т.ч. и агульские: Рича, Тпиг, Хутхул и другие были до основания разрушены войсками «Властителя Семи Созвездий».

В 30-х годах XVIII в. над горскими народами нависла серьезная угроза иранского порабощения. Надир-шах двинулся в Дагестан, разрушая все на своем пути, уничтожая мирных жителей. Агульские аулы: Рича, Тпиг, Хутхул, Дулдуг и другие опять подверглись полному разрушению. После разгрома войск Надира в Аварии персы беспорядочно отступили по дороге Кумух – Чираг. Отступая, Надир подверг разгрому оставшиеся агульские селения и угнал с собой большое количество пленных, которых затем поселил в Мугани. С именем Надир-шаха у агулов связано множество преданий, в разных вариантах, но суть в них одна: жестокость и бесчеловечность иранских войск, убийства, грабежи и разрушение поселений.
К Агульскому району в настоящее время относится 18 селений. Центр района – селение Тпиг, где находится старинная мечеть, построенная по проекту Абу Муслима. Согласно преданию, он лично закладывал фундамент для ее минарета. В связи с этим некоторые ученые считают, что в это время с. Тпиг было центром небольшого феодального владения.
Самым известным у агулов считается с. Рича. Находясь на границе мусульманского мира, с. Рича сыграло важную роль в распространении ислама среди жителей пограничных областей, за что и получила почетное прозвище «Ворота справедливости». Селение было 7 раз разрушено и столько же раз восстановлено. Самый страшный урон нанесло монголо-татарское войско, которое побывало здесь дважды, а в 1239 г. они разрушили аул до основания. Известно, что первыми в Дагестане были построены мечети в Дербенте и Казикумухе. Мечеть в с. Рича, относится к тому же периоду. Рича       расположено на южном склоне горы, окружено с трех сторон горными речками. С запада над селением, на горе, стоит оборонная башня. По гребню горы, прикрывая доступы к селению с севера, идет крепостная стена. Оборонная стена вокруг с. Рича, случай уникальный, если не считать Дербентскую.

Агулы, как и другие народы Дагестана, постоянно жили в ожидании набегов, и поэтому строили боевые башни. Чаще всего они располагались по краям селений (Хоредж, Кураг, Рича). В с. Кураг от северной башни остался лишь фундамент, а западная, в 6 этажей, сохранилась до наших дней. Башни       придают селениям своеобразную суровую красоту. Поселения агулов занимают пологие склоны, расположенные близко к дороге. Что объясняют недоступностью местности, замкнутой снежными и скалистыми хребтами, почти нигде не опускающимися ниже 3000 м, и отвесными скалистыми теснинами рек.

Из поколения в поколение жители передают рассказ о жестоком столкновении 11 июля 1851 г. отрядов князя Аргутинского и Хаджи-Мурата. Отряд бесстрашного наиба тогда потерпел поражение. Два кладбища павших в бою мюридов напоминают о Кавказской войне и называются кладбищами «шахидов», борцов за веру.
Удивительно село Шари. Невообразимо прекрасные луга «по пояс», лиственный лес с малиной, глубокие овраги. Дома построены в древних традициях восточного Дагестана: тщательная обработка камня, профессиональная кладка, каменная резьба, арки, колонны. Если чуть подняться над селом, то       открывается великолепная панорама снежных вершин Самурского хребта. Жители утверждают, что в лесах водятся волки, рыси, и медведи, барсуки, лисы, куницы, зайцы, кабаны, косули. В лугах много куропаток и других мелких птиц. В небе можно заметить ястреба. И в дополнение в разноцветному ковру       луговых цветов, бесчисленное количество разнообразных бабочек.

В Шари нет сторожевых и оборонительных башен, но каменная резьба на жилищах горцев, относится к Х-ХI в. Жилища здесь своеобразны. Известный русский писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский в своем произведении «Мулла-Нур», так описывал жилища горцев в долине р. Самур: «Окон почти никогда нет, потому что все работы и беседы происходят на открытом воздухе, даже зимой. Мусульманин заботится не о том, чтобы видеть, но чтобы не быть видимым – это основное правило не только его архитектуры, но и всей жизни».
Только здесь можно попробовать уникальный «агульский ажурный хлеб», в виде розетки. Хлебцы готовятся из пресного теста. Хлеб из кислого теста плоской круглой формы, верх его украшается разнообразными узорами, с помощью скалки, ложки или палочки. Лицевую сторону обмазывают яйцом или молоком. В особо торжественных случаях или в дорогу хлеб заливают сверху халвой.
Агулы относились к народностям Дагестана, не имеющим своей письменности. В 1990 г. филологи Мазанаевы создали письменность агулов. Сейчас в школах агульские дети изучают родной язык. На агульском языке издаются произведения агульских поэтов и писателей, выходит районная газета       «Агульский вестник».
Маленький агульский народ бережно и трепетно сохраняющий предания, и легенды, традиции и обычаи своего народа, словно жемчужина сверкает в многоязычном ожерелье Дагестана.


Вконтакте

Одноклассники