Материал из Википедии — свободной энциклопедии (актуальная версия статьи)
Квардал (агул. Курдал) — высокогорное агульское село в сельсовете «Гельхенский» Курахского района Дагестана. Жители села являются агулами, исповедуют Ислам суннитского толка. В 1886 году в Квардале проживало 120 человек. По данным 2008 года численность составляет 172 жителя. Согласно местной легенде, первоначально село называлось «Кура». Его приблизительный возраст около 2000 лет. Об этом свидетельствуют многочисленные старинные могилы и захоронения. В оборонительных целях селение было основано на скале. В село вела лишь одна тропа, находившаяся под постоянным контролем дозорных села. У входа в село стояли огромные ворота из дубового дерева. Ворота охраняли специально обученные люди. Кроме этого за окрестностями села следили с высокой башни. Были и естественные преграды для врагов — ущелья. Все это позволяло курдальцам хорошо защищаться от не приятелей.
Страна | Россия |
Субъект федерации | Дагестан |
Муниципальный район | Курахский |
Сельское поселение | Сельсовет "Гельхенский" |
Координаты | 41°40′46″ с. ш.47°33′42″ в. д. (G) (O) (Я)Координаты: 41°40′46″ с. ш. 47°33′42″ в. д. (G) (O) (Я) Показать карту |
Основан | 1 век н.э. родом Башунай |
Прежние названия | Кура, Курдал |
Высота центра | 2200 м |
Население | 172 (на 01.01.2008) человек |
Национальный состав | агулы |
Конфессиональный состав | мусульмане-сунниты |
Этнохороним | Курдалец, Курдалка, Курдальцы |
По рассказам старожилов, основателями села являются представители тухума Бащунаяр. По словам старейшин, Бащунаяр пришли и основали село не от хорошей жизни. Раньше они жили на хороших землях, но в те времена попали под натиск аварцев и лакцев. Потихоньку притесняя народ в горы отнимая хорошие земли, эти два народа как бы наперегонки старались ухватить земли и подчинить народ под себя. В то время многие из этого народа, давая отпор захватчикам, но не выдерживая сильного натиска, вынуждены были покидать родные места и уходить в более спокойные земли. Взяв арбу с пожитками они уходили кто куда, единого направления не было (кто обосновался на территории Рутула, кто Агула, некоторые ушли к лезгинам, были и те, кто ушли в северный Азербайджан. Таким образом и основалось село Курдал. Сохранилось устное описание мест, откуда прибыли основатели села — тухум Бащунаяр: «Если идти от Курдала по направлению через Агулы в Авар-дере (территория, населённая аварцами), где соприкасаются два народа лакцы и аварцы там, и были наши земли. Название тухума происходит от одноименной горы вблизи которой они жили».
В настоящее время, проанализировав те данные, подняв архивные документы пришли к выводу, что тухум Бащунай пришел из нынешнего Чародинского района, в котором и до сих пор проживает народ, говорящий на языке представителей лезгинской ветви языков, народ тот — арчинцы. Численность носителей языка в настоящее время около 1000 человек, они знают свой родной язык, аварский и лакский.
После тухума Бащунай в Курдале поселился тухум Кацахар. Говорят, что они прибыли в горы из вилаята Шам. Со временем тухум Кацахар разъединился на тухумы — Кацахар и Махмудар.
Попозже в Курдале оказались тухумы Кужаяр (из Лакии), Мирзаяр (из села Ашты), и Бугаяр (из села Буркихан). Эти пять тухумов существуют и до сих пор. В XVIII веке в селе жил учёный Раджаб с рода Бащунай, который занимался астрономией, философией, биологией. Почитаемым в селе алимом, арабистом был и Али из рода Кужаяр. К сожалению, после Октябрьской революции его арестовали, и до сих пор сельчанам ничего не известно о его дальнейшей судьбе. В Курдале творил и служил горцам ещё один представитель Шама шейх Ибрагим-Халил. До сих пор сохранились остатки дома, где жил этот крупнейший учёный и арабист. В честь него были названы лес, поля.
Также почитаемым местом сельчан и других людей является и зиярат-пIир шейха Ибрагим-Халила. Кроме данного зиярата в Курдале есть ещё 4 пIира. С 1866 по 1928 года Курдал входил в Кюринский округ в составе Курахского наибства. Вместе с сёлами Гельхен, Укуз и Усуг образовал Усугское сельское общество.